В Совете Федерации обсудили перспективы и практику саморегулирования в строительстве

В Совете Федерации прошёл круглый стол, посвящённый саморегулированию в строительной отрасли. Мероприятие под названием «Саморегулирование в строительной отрасли: практика и перспективы» состоялось 1 ноября по инициативе первого заместителя председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко.

Для начала сенатор напомнил, что саморегулирование в строительной отрасли было введено в 2009 году. Эта мера, по его словам, была направлена на решение целого ряда задач: снижение административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности в строительстве, разработку и внедрение стандартов в строительстве, обеспечение дополнительной имущественной ответственности СРО за причинение вреда имуществу, жизни и здоровью граждан за счет средств компфондов, внедрение механизмов рассмотрения жалоб на деятельность стройкомпаний, а также сокращение расходов федерального бюджета, связанных с лицензированием строительной деятельности.

«Основная идея саморегулирования — предоставление хозяйствующим субъектам права самим создавать стандарты профессиональной деятельности и выбирать наиболее эффективные механизмы контроля за их соблюдением», — подчеркнул парламентарий.

По словам Шевченко, в настоящее время саморегулирование введено в различные сферы деятельности, но нигде не ведутся столь жаркие дискуссии, как в строительной отрасли. «Это связано с тем, что результат работы СРО в строительной отрасли напрямую влияет на комфортность и безопасность жизни граждан», — выразил мнение Андрей Шевченко и тут же припомнил саморегуляторам «так называемые коммерческие СРО», которые ни компфонды не формировали должным образом, ни чётких требований не предъявляли своим членам, а попросту торговали допусками к выполнению работ.

Чтобы избавиться от подобного негатива, в 2017 году началась реформа  системы саморегулирования в строительстве, продолжил экскурс в историю Шевченко. Был принят федеральный закон, содержащий ряд существенных изменений в деятельности СРО: введен принцип регионализации, что усилило взаимосвязь СРО со своими членами, а также блок правовых норм, направленных на контроль за размещением и выплатой средств компенсационных фондов. По словам Андрея Шевченко, законодательное совершенствование системы саморегулирования в строительной отрасли направлено на повышение прозрачности деятельности СРО, повышение их ответственности по обязательствам своих членов, а также усиление контроля за деятельностью самих СРО.

Сенатор отметил, что в настоящее время происходит процесс очищения системы саморегулирования от недобросовестных участников. По данным Ростехнадзора, с июля 2016 года по сентябрь 2018 года из госреестра по различным причинам исключены сведения о 73 СРО. На сегодняшний день система саморегулирования в строительной отрасли объединяет 436 саморегулируемых организаций, наибольшее количество из которых сосредоточено в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.

Главный позитивный итог от введения саморегулирования в стройотрасли Шевченко усмотрел в «налаженном эффективном взаимодействии национальных объединений СРО с органами законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне». «Это позволяет учитывать мнение профессионального строительного сообщества при принятии решений в сфере регулирования строительной отрасли, при подготовке проектов федеральных законов», — отметил он.

Вместе с тем, по мнению парламентария, в системе остаются проблемы: так, по итогам 2017 года Ростехнадзор выявил в работе СРО целый ряд нарушений, в числе которых — несоблюдение требований законодательства в части формирования и размещения средств компфондов в установленном размере, порядка приема в члены СРО, осуществления контроля СРО за деятельностью своих членов и информационной открытости. В общем, нацобъединениям и органам власти ещё есть над чем поработать, отметил инициатор мероприятия. И данный круглый стол – одна из возможностей выработать соответствующие рекомендации для Федерального собрания РФ, правительства РФ и профильных министерств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *